Сообщество любителей рукоделия

Интересное хобби для девушек, женщин и детей. Интересная информация и видеоуроки обо всем, что связано с рукоделием для дома своими руками.

Поделка технического творчества в школе

Гендерный подход к формированию технического творчества старших дошкольников

  </h2>

  • Егорова Ирина Васильевна, заместитель заведующего ВМР

Разделы: Работа с дошкольниками

Сегодня можно с уверенностью сказать,

что пол – важнейшая характеристика личности и

воспитание ребенка должно осуществляться,

прежде всего как представителя определенного

пола. В обществе наметилась тенденция к отказу от

выработанных веками эталонов полоролевого

поведения. Сегодня очень много сказано о такой

проблеме в образовании, как феминизация

мальчиков. Особенно остро этот вопрос стоит в

дошкольных учреждениях, где закладываются

основы будущей личности. О необходимости

привлечения специалистов мужчин в детские сады

говорится уже давно и делается много: в рамках

дополнительного образования создаются кружки и

секции, где преподавателями являются мужчины,

создается предметно игровая среда –

военизированные игры, атрибуты для игры в

“Службу спасения”, осуществляется подбор

конструктивных игр, объектов для

экспериментирования и исследования,

используются спортивные снаряды для развития

силы и смелости и многое другое, но проблема не

решена. В связи с чем возникает вопрос: являются

ли мужественность и женственность непреходящими

нравственными ценностями?

Д.В. Колесов, И.С. Кон, В. Парсон линией

раздела между половыми ролями считают

деятельность, которую представители

определенного пола могут выполнить с

определенной эффективностью. Поэтому мужская

роль – инструментальная, а женская –

эмоциональная, экспрессивная. Ведущая роль

деятельности и общения позволяет сделать акцент

на реализацию гендерного подхода в техническом

творчестве старших дошкольников.

Конструкторская деятельность ребенка – это

серьезный труд и по творческому исполнению

заслуживает самого пристального внимания. В

процессе обработки различных материалов

мальчики прилагают определенные усилия, что

способствует развитию всех групп мышц, отработке

специфической для мальчиков координации

движений. Неоценима роль моделирования и

конструирования в умственном развитии:

развивается техническое мышление, дети учатся

планировать и исполнять намеченный план,

находить рациональное конструктивное решение,

знакомятся с технической терминологией,

активизируются познавательные процессы.

В процессе решения трудовых задач с

применением наглядных средств происходит

формирование образов, т. е. переход от восприятия

изображений к созданию реальных предметных

образов. Как показано в ряде исследований (Б.Г

Ананьев, Л.Л. Гурова и др.) именно через образ

осуществляется преобразование человеком

предметного мира, без чего невозможно усвоение и

использование знаний, овладение умениями и

навыками, формирование потребностей, убеждений,

интересов. Образ есть “сплав интеллекта и

аффекта” (Л.С. Выготский), через него общественно

значимое приобретает “личностный смысл” (А.Н.

Леонтьев).*

____________

  • И. С. Якиманская. Основные направления

исследований образного мышления.

Содержание деятельности чрезвычайно

интересно для мальчиков имеет глубокое

воспитательное значение. Дети знакомятся с

историей развития техники (получают

первоначальные сведения о моделях, машинах,

механизмах), знакомятся с производством,

рабочими профессиями. Изделия детей имеют

практическую ценность: используются в качестве

выставочных экспонатов, наглядных пособий,

подарков, выносного материала.

Хочется отметить, что работая в данном

направлении решаются задачи

личностно-ориентированного подхода.Гуманистическими

ценностями личностно-ориентированного

воспитания выступают:

  • Человек культуры как предмет воспитания
  • Культура как среда, растящая и питающая

    личность</li>
    

  • Творчество как способ развития человека в

    культуре</li>
    

Именно эти ценностные основания

позволяют осуществлять

личностно-ориентированное воспитание как

процесс развития и удовлетворения потребностей

человека как субъекта жизни, культуры, истории.Ценности

воспитания – это его человеческие смыслы,

общественно одобряемые и передаваемые из

поколения в поколение образцы педагогической

культуры, запечатленные в культурном облике

человека, культурных образцах жизни и

межпоколенного взаимодействия, педагогических

теориях и системах, технологиях и способах

педагогической деятельности и поведения.

Ценности можно выбирать, в зависимости от

выбранных ценностных оснований воспитание

концептуализируется.*

_________

  • Бондаревская Е.В., Кузнецов А.И., Гура В.В.

Ценностные основания

личностно-ориентированного воспитания

гуманистического типа.

 Опираясь на сказанное, была

построена диагностика гендерной идентичности (приложение 1). Результаты

диагностики представлены в таблице:

№ Показатель Результат

1 70% и более положительных ответов – дети

удовлетворены своей половой принадлежностью

44%

2 От 50% до 70% – дети удовлетворены половой

принадлежностью, но больше говорят о личностных

качествах, а не о половых

31%

3 От 30% до 50% – у детей не определилось

отношение к своему полу, дети не рассказывают о

своих гендерных возможностях, безразличны к

своей будущей семейной роли, профессии.

13%

4 Менее 30% – дети высказывают

недовольство своей половой принадлежностью,

привлекательность противоположного пола видят

во внешней атрибутике, с удовольствием

рассказывают о возможностях противоположного

пола

12%

При работе по формированию технического творчества особое внимание уделялось мальчикам, гендерная идентичность которых была выявлена менее 50%.

Данные диагностики позволяют определить основные проблемы:

  1. Существующее несоответствие педагогических воздействий полу и возрасту детей.
  2. Отсутствие системы работы в данном направлении.

Поиск путей решения данных проблем в воспитании дошкольников приводит к постановке следующей цели работы:

  • выявить содержание, методы и средства формирования технического творчества старших дошкольников, реализуя гендерный подход.
  • Реализация гендерного подхода как условия формирования технического творчества старших дошкольников будет эффективна, если:
    • Процесс совместной деятельности педагогов и детей будет непрерывным и направленным на формирование технического творчества развивающейся личности;
    • Будут разработаны дидактические основы построения системы усложняющихся заданий двух типов:
  • заданий, направленных на познание объекта,
  • заданий, направленных на преобразование объекта;
    • Разработка путей, методов и средств формирования технического творчества будет учитывать гендерные особенности становления личности;
    • Будет обеспечена преемственность в методах и средствах формирования технического творчества у старших дошкольников в детском саду и семье.

Проблема и цель обусловили постановку основных задач работы:

  1. Провести теоретический анализ состояния проблемы развития технического творчества дошкольников в имеющихся исследованиях.
  2. Произвести отбор методов, являющихся эффективными для развития технического творчества.
  3. Разработать дидактические требования к реализации гендерного подхода для эффективного развития технического творчества.
  4. Разработать содержание гендерного подхода как условия формирования технического творчества старших дошкольников.

Вся работа проводится поэтапно:

Первый этап – подготовительно-диагностический.

  • Изучение литературы, ведение практической работы. Выдвижение гипотетических предпосылок и задач предстоящей работы.

Второй этап – поисково-определяющий.

Проведение эксперимента на основе идей реализации гендерного подхода, теоретических концепций и практических новаций. Провести констатирующий эксперимент. Разработать гипотезу, задачи и методы. Выявить типы заданий по принципу постепенного усложнения, подводящие к творчеству. Определить экспериментальные условия апробации результатов исследования на базе МДОУ “Детский сад № 43” г. Усолье-Сибирское

Третий этап

  • Провести основной формирующий и контрольный эксперимент, проверить гипотезу, выполнение задач. Определить авторскую позицию, осуществить проверку теоретических и практических авторских предложений, предпосылок, принципов.

Четвертый этап – проверочный.

  • Отработка окончательных выводов и предложений, осуществление внедрения результатов в практику; подготовка методических рекомендаций и разработок для воспитателей дошкольных учреждений. Оформление работы, в ходе которой результаты представлять в форме проведения открытых занятий, выступлений на методических совещаниях и педагогических советах, научно-практических конференциях.

Предполагаемые результаты:

  • Гендерный подход в построении усложняющихся заданий является необходимым условием развития технического творчества старших дошкольников.
    • Эффективным средством формирования технического творчества является стратегия непрерывного использования обобщенных действий усложняющегося характера в работе с дошкольниками и определения гендерной идентичности.

    Достоверность результатов и выводов обеспечится:

    • их результатами;
    • стабильностью экспертных оценок педагогов и результатов опросов родителей;
    • специальным подбором средств и методов развивающего характера;
    • диагностическим отслеживанием содержания, организацией и методикой деятельности на различных этапах экспериментальной работы;
    • внедрением разработок и авторского опыта в педагогическую практику.

    В конце учебного года была проведена контрольная диагностика гендерной идентичности, которая показала следующие результаты:

    № Показатель Результат

    1 70% и более положительных ответов – дети

    удовлетворены своей половой принадлежностью
    

    56%

    2 От 50% до 70% – дети удовлетворены половой

    принадлежностью, но больше говорят о личностных
    
    качествах, а не о половых
    

    42%

    3 От 30% до 50% – у детей не определилось

    отношение к своему полу, дети не рассказывают о
    
    своих гендерных возможностях, безразличны к
    
    своей будущей семейной роли, профессии.
    

    2%

    4 Менее 30% – дети высказывают

    недовольство своей половой принадлежностью,
    
    привлекательность противоположного пола видят
    
    во внешней атрибутике, с удовольствием
    
    рассказывают о возможностях противоположного
    
    пола
    

    0%

    Уровень технического творчества вырос

    незначительно, но уровень сформированности

    основных навыков работы с инструментами и

    деревом достиг отметки 48% – высокий уровень.

    Ребята умеют бережно и экономно расходовать

    материал. То, что поделки иногда лишь отдаленно

    напоминают те или иные предметы, не мешает, а

    развивает воображение. Сделанная своими руками

    поделка помогает бережно относиться к вещам.

    Такой подход к работе позволяет формировать не

    только исполнительскую, практическую, но и

    познавательную самостоятельность, процесс труда

    становится интересным, приносит радость. Впереди

    еще один учебный год, по результатам которого уже

    можно будет говорить о сформированном

    техническом творчестве старших дошкольников.

    Дети будут пробовать себя в роли изобретателя.

    Детям предоставится возможность продвигаться

    вперед своим путем, где педагогом ничего не будет

    навязываться. Воспитатель лишь создаст ситуации,

    научит видеть в окружающем возможности

    применения технических навыков. Здесь

    рекомендую использование следующих приемов:

    • “забываю” как…
    • “ошибаюсь” при показе…
    • “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше

      изготовить деревянное изделие, советуясь с
      
      детьми.</li>
      

    Литература:

    1. Программа формирования творческих

      способностей дошкольников: Пособие для
      
      педагогов детских дошкольных учреждений. –
      
      Обнинск: ООО "Росток", 1998.– 64 с. </li>
      

    2. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных

      различий.— М., 1961,— 535 с.</li>
      

    3. Ускембаева М. Методики развития гендерного

      самосознания детей старшего дошкольного
      
      возраста.</li>
      

    4. Чекалина А.А. О формировании “Я” мальчика и

      девочки, мужчины и женщины // Мир психологии. 2002. №
      
      2</li>
      

    5. Якиманская И. С. Воспитание сенсорной

      культуры труда.— М., 1969.— 80 с. </li>
      

    6. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное

      обучение в современной школе. М., 2000. С. 69</li>
      

    Приложение 1

    Приложение 2

    Если вы будете жевать жвачку во время резки лука – вы не заплачете.

    30 Apr 2018